Главная » Файлы » Наши файлы |
18.04.2014, 12:26 | ||||||||||||||||||||||||||||||
I. Общие вопросы 1.1. Общая характеристика учреждения.
1994 год – основание ДШИ «Школа ремесел». 2011 год – учреждение переименовано в муниципальное казенное учреждение дополнительного образования детей Муромцевская детская школа искусств «Школа ремесел» Администрации Муромцевского муниципального района Омской области. Юридический адрес и фактический адрес: 646430, Омская область, п. Муромцево, ул. Ленина д. 52. Директор Непочатова Наталья Викторовна
МКУДОД ДШИ «Школа ремесел» действует на основании Устава (редакция от 21.02.2013 г. № 90-п) и работает по лицензии: Серия А № 001915, регистрационный № 746-п от 22.06.2012 г. Контингент учащихся на начало учебного года 125 человек, на 1 января 2013 года 137 человек. Количество отделений – 2 (ДПИ – 119 человек, ИЗО – 19 человек), в том числе: - Художественная обработка древесины - 13 - Роспись по дереву – 32, - Ручное узорное вязание и основы ткачества – 10, - Изготовление швейных изделий и основы конструирования – 9, - Домашние ремесла – 20, - Основы иконописи – 14, - Народная игрушка - 24 В том числе: в классах раннего эстетического развития – 16, в подготовительных классах – 48, в классах, обучаемых по программам, разработанным на основе ФГТ – 4, в классах ранней профессиональной ориентации – 5. Интегрирующими предметами для всех специализаций являются этнография и история русского искусства. В качестве предметов по выбору предлагается изучение фольклора и основ православной культуры.
Количество преподавателей в штате – 10, по совместительству – 1. Из них имеют: высшее образование – 8 человек, неполное высшее – 1, средне-специальное образование – 2 человека. Педагогический стаж: до 5 лет – 1 человек, от 5 до 10 лет – 2 человека, от 10 до 15 лет – 2 человека свыше 15 лет - 6 человек.
1.2. Анализ эффективности структуры и системы управления. Управление школой осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом школы и строится на принципах единогласия и самоуправления. Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное непрерывное взаимодействие, сотрудничество руководителей школы и всех участников образовательного процесса по достижению поставленных целей. Цели и задачи школы согласуются с социальным заказом, который формируется местным органом власти, родительской общественностью, социумом. Нормативно-правовое обеспечение соответствует целям и задачам школы. Перечень локальных актов, регламентирующих деятельность школы: – Устав МКУДОД ДШИ «Школа ремесел»; – Положение о педагогическом совете Школы; – Положение о методическом объединении Школы; – Трудовой договор с работниками Школы; – Должностные инструкции работников Школы; – Коллективный договор; – Правила внутреннего распорядка Школы; – Положение о порядке установления доплат, надбавок, выплат стимулирующего и социального характера; – Инструкции по охране труда и технике безопасности; – Правила для учащихся Школы; – Договор о сотрудничестве Школы и родителей (законных представителей обучающихся); – Положение о классном руководстве; – Положение об оказании образовательных услуг в сфере дополнительного образования детей; – Правила приема учащихся в МКУДОД ДШИ «Школа ремесел»; – Годовые планы работы, годовые отчеты, протоколы заседаний педагогического совета и методического объединения; – Положения о конкурсах, выставках и др. Документация соответствует принятой номенклатуре дел школы. На основе результатов аналитической деятельности ведется перспективное планирование деятельности школы. Разработана программа деятельности школы на 2010-2015 гг., которая определяет цели и задачи школы, основные направления деятельности, содержит проблемный анализ состояния школы, план реализации программы, механизм управления программой и т.д. Реализация образовательного процесса в школе соответствует программе деятельности.
II. Содержание образовательной деятельности. 2.1. Программа развития Муромцевского МКУДОД ДШИ «Школа ремесел» «Традиционная культура – основа гармоничного развития и воспитания подрастающего поколения» на период 2010-2015 г.г.» Традиционная народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. Система традиций любого народа – это результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений. В нынешних условиях поисков истоков духовного возрождения России важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции России. Перспективные задачи возрождения традиционной культуры в России отражены в ряде федеральных, региональных и муниципальных программ и проектов, в том числе - в Федеральной программе «Развитие и сохранение отечественной культуры и искусства» в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», определяющей направления развития системы образования в России до 2025 г. В последние годы во многих регионах России реализуются программы возрождения народной художественной культуры, в которых участвуют как социально-культурные учреждения, так и учреждения образования. Основные задачи, определенные в них – обеспечение исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития традиционной культуры. Открытие в 1994 году в р.п. Муромцево школы ремесел позволило побудить многих к тем самым истокам, откуда пошла традиция, изучить какой она была в Муромцевском районе. В настоящее время в Муромцевской ДШИ «Школа ремесел» ежегодно обучается от 130 до 150 детей в возрасте 6-18 лет. Школа осваивает 8 направлений народного искусства: роспись по дереву, ткачество и ручное узорное вязание, народная игрушка, вышивка, резьба по дереву, основы иконописи, лоскутное шитье и изготовление народного костюма, изобразительное искусство. Кроме того, ребята занимаются изучением фольклора, истории русского искусства и народных промыслов, этнографии. Восстановить традиционную народную культуру так, чтобы она стала естественной составной частью культуры человека, образом его жизни, народной философией – задача, требующая решения многих теорий и практических вопросов. Этнопедагогический потенциал, положенный в основу Программы позволит:
Основными задачами, решаемыми Муромцевской детской школой искусств «Школа ремесел», становятся нахождение действенных средств и методов привлечения детей и молодежи к традиционным формам развлечений, обрядам, праздникам, народным промыслам и ремеслам. А так же воспитание важнейших качеств личности: инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, умения выбирать профессиональный путь, готовности обучаться в течение всей жизни. Программа деятельности Муромцевской ДШИ «Школа ремесел» направлена на реализацию государственной политики Российской Федерации в области дополнительного образования детей, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Целью деятельности школы является – обучение детей основным видам традиционных народных ремесел, бытовавшим на территории района и русской народной культуре с учетом современных требований к учреждениям дополнительного образования детей. За 16 лет работы школы ремесел накоплен большой опыт по освоению, сохранению и развитию традиционной культуры. Как учреждение дополнительного образования детей ДШИ «Школа ремесел» осуществляет свою деятельность по разным направлениям: образовательный процесс, выставочно-просветительская деятельность, научно-методическая работа, популяризация русской традиционной культуры, сбор и обработка этнографического материала, повышение педагогического (в т.ч. этнопедагогического) уровня преподавателей, развитие материальной базы учреждения и т.д. В своей работе школа взаимодействует с учреждениями образования, культуры, комитетом по молодежной политике, органами социальной защиты, русской православной церковью, средствами массовой информации, администрацией поселения и района, другими организациями. Образовательный процесс в школе построен на использовании авторских образовательных программ, которые в свою очередь разработаны с учетом имеющегося в стране опыта преподавания и воспитания подрастающего поколения. (Например, в работах Т.И. Баклановой, особое внимание уделено теоретическому обоснованию роли традиционной русской культуры в духовно-нравственном воспитании, самопознании, самосовершенствовании и оздоровлении человека. Т.Я. Шпикалова и Н.М. Сокольникова разработали теоретические и научно-методические основы повышения роли русского народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства для формирования у детей национального самосознания и творческих способностей). Безусловно, образовательный процесс имеет развивающий характер и направлен, прежде всего, на развитие природных задатков, на реализацию интересов детей и развитие у них общих творческих и специальных способностей. Предполагаем, что деятельность муниципального учреждения дополнительного образования детей Муромцевская детская школа искусств «Школа ремесел» по обучению детей русской народной культуре и традиционным ремеслам создает предпосылки для гармоничного развития и воспитания подрастающего поколения: формирования их духовно-нравственных качеств и художественно-эстетической культуры, гармонизации интеллектуального, творческого и эмоционального развития. В основу Программы положены принципы развития культуры и искусства Омской области:
Программа учитывает:
Цели Программы:
Для достижения поставленных целей программа предусматривает решение ряда задач:
Основные направления работы по реализации Программы:
Приоритетные принципы:
Своеобразие учебно-воспитательного процесса в школе во многом определяется решением таких задач, как: общеразвивающее эстетическое воспитание детей и подготовка наиболее одаренных к будущей профессии. Это, в свою очередь, диктует необходимость сочетания в программах традиционно академического образования с современными требованиями педагогики, т.е. применение дифференцированного обучения и внедрение в практику разноуровневых программ. Реализация программы позволит:
Реализация программы будет способствовать:
2.2. Учебные планы. Содержание образования в МКУДОД ДШИ «Школа ремесел» определяется учебными планами и образовательными программами, которые разрабатываются, применяются и реализуются школой самостоятельно. Целью разработки учебных планов является создание наиболее благоприятных условий организации учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп учащихся, а также обеспечение решения задач индивидуального подхода к обучению, что позволяет более точно определить перспективы развития каждого ребенка и тем самым дает возможность большему количеству детей включиться в процесс художественного образования. Учебный план по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства (срок обучения 8 лет) составлен на основе примерных учебных планов по ДПОП (сборник материалов для детских школ искусств «О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств», части 1, 2, ФГТ к ДПОП в области изобразительного, музыкального, хореографического искусства. Приказ Министерства культуры РФ от 12.03.2013 г. (№№ 161-165)). Учебный план образовательных программ по направлениям «Изобразительное искусство», «Декоративно-прикладное искусство» (срок обучения 5 лет), ранней профессиональной ориентации (срок обучения 1 год) составлен на основе «Примерных учебных планов образовательных программ по видам искусств для детских школ искусств» Министерства культуры РФ, научно-методического центра по художественному образованию (23.06.2003 № 66-01-16/32). Учебные программы по перечисленным в учебных планах дисциплинам разрабатываются с учетом типовых программ Министерства культуры и Министерства образования, с учетом достижений передовой педагогической мысли, сложившейся практики, местных условий, экзаменационных требований для поступающих, педагогами школы и утверждаются руководством школы и педагогическим советом самостоятельно. Учитывая потребности учащихся и родителей, образовательная программа школы предусматривает наличие нескольких направлений образовательной деятельности: – воспитание активного потребителя художественных ценностей; – воспитание любителя искусства; – ранняя профессиональная ориентация. Рабочие учебные планы МКУДОД ДШИ «Школа ремесел» содержат общую инвариантную часть, обязательную для всех учащихся, соответствующую примерным учебным планам, рекомендованным Министерством культуры РФ, обеспечивающую установление границ образовательного поля, соответствующего особенностям образовательного процесса в детской школе искусств. Для обеспечения индивидуального подхода к обучению, выявления и реализации способностей ребенка на всех этапах его обучения используются часы предмета по выбору: фольклор, основы православной культуры. Учебный план и перечень предметов по выбору принимаются на педагогическом совете перед началом учебного года.
Годовой календарный учебный план. Составляется на основании плана работы методического объединения, утверждается на педагогическом совете до начала учебного года. Содержит разделы, регламентирующие работу:
по видам деятельности: – учебная работа; – работа с документацией; – учебный контроль; – методическая работа; – внеклассная и внешкольная работа; – повышение квалификации и аттестация преподавателей; – работа с родителями. В МКУДОД ДШИ «Школа ремесел» годовой календарный учебный план составляется ежегодно с учетом анализа работа в предыдущем учебном году: – определяются цели и задачи работы педагогического коллектива; – уточняются и корректируются сроки проведения контрольных точек; – планируется методическая, внешкольная и внеклассная работа.
2.3. Образовательные программы. Согласно лицензии на осуществление образовательной деятельности от 22 июня 2012 года №746-п (Распоряжение Министерства образования Омской области от 22 июня 2012 года №2553) и Приложению 1 (Распоряжение Министерства образования Омской области от 30 мая 2013 года №1498), МКУДОД ДШИ «Школа ремесел» имеет право осуществления образовательной деятельности по следующим образовательным программам: - дополнительные образовательные программы художественно-эстетической направленности; - дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области изобразительного искусства «Живопись» (нормативный срок освоения 5-6 лет, 8-9 лет); - дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» (нормативный срок освоения 5-6 лет, 8-9 лет); Реализуемые в МКУДОД ДШИ «Школа ремесел» образовательные программы опираются на базовые программы для художественных отделений школ искусств системы Министерства культуры РФ, как проверенные временем, профессионально составленные. Однако, учитывая специфику обучения в Школе и приём учащихся по желанию без конкурсного отбора, разработаны авторские образовательные программы и адаптированные, осуществляющие всестороннее развитие учащихся комплексно, связывающие все виды образовательной деятельности и синтезирующие при этом в сознании учащегося художественно-практический и теоретический опыт. С сентября 2013 года в Школе реализуются образовательные программы, разработанные с учетом требований федерального государственного стандарта.
III. Обеспечение образовательного процесса. 3.1. Принципы составления расписания занятий. Расписание занятий в МКУДОД ДШИ «Школа ремесел» соответствует Гигиеническим требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, Санитарно-эпидемиологическим правилам – СанПиН 2.4.4 1251-03 и составлено в соответствии с учебными планами.
3.2. Контроль успеваемости учащихся. Основная система оценивания в МКУДОД ДШИ «Школа ремесел» – пятибалльная система, которая используется для выявления низкого, среднего и высокого уровней подготовки учащихся. Данная система оценивания не ограничивается только проверкой уровня знаний, умений, навыков, она ставит более важную социальную задачу развития у учащихся умения самостоятельно проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность.
Формы контроля:
Итоговая аттестация является необходимым заключительным этапом образовательного процесса. Проведение итоговой аттестации включает некоторые обязательные организационные моменты: 1. В школе разработано Положение об итоговой аттестации учащихся МКУДОД ДШИ «Школа ремесел». 2. На основании вышеуказанного Положения и образовательной программы Школы составляются экзаменационные требования, включающие теоретические вопросы и практические задания. 3. Для проведения аттестации создается комиссия, включающая представителей администрации, педагогов определенного профиля деятельности. 4. Завершается аттестация тщательным педагогическим анализом ее результатов.
3.3. Методическая и научно-исследовательская деятельность. План работы методического объединения. В период 2006 – 2013 гг. деятельность методического объединения МКУДОД ДШИ «Школа ремесел» была направлена на повышение качества предоставляемых образовательных услуг. Планы работы методического объединения составляются до начала учебного года. Содержат следующие разделы: – тематика и сроки заседаний методического объединения; – учебная работа; – методическая работа; – выставочная, внеклассная, внешкольная, просветительская деятельность; – воспитательная работа. При планировании работы методического объединения учитываются итоги предыдущего учебного года, планы работы зонального методического объединения.
Цель, задачи, основные направления и содержание деятельности по методическому обеспечению образовательного процесса:
За указанный период времени были:
3.4. Новые педагогические технологии и формы обучения. Использование новых педагогических технологий и форм обучения в работе с учащимися – неотъемлемый компонент образовательного процесса МКУДОД ДШИ «Школа ремесел».
Педагоги МКУДОД ДШИ «Школа ремесел» в процессе творческого поиска предлагают свои пути решения тех или иных проблем, разрабатывая инновационные образовательные программы, вводя использование новых педагогических технологий, в том числе интерактивных информационных технологий в образовательный процесс. Инновационная деятельность педагогов Школы отвечает основным характеристикам инновации:
Использование здоровьесберегающих технологий. Обеспечение психологической поддержки участников образовательного процесса. Здоровьесберегающие технологии, применяемые в МКУДОД ДШИ «Школа ремесел», направлены на обеспечение, сохранение и укрепление здоровья учащихся на всех ступенях образования и содействуют обеспечению физического, психического, духовно-нравственного и социального благополучия детей и подростков. Реализация здоровьесберегающих технологий в Школе осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода посредством:
–соблюдения санитарно-гигиенических норм и требований при проведении учебных занятий и культурно-массовых мероприятий. Эффективность использования здоровьесберегающих технологий косвенно отслеживается посредством наблюдения и по результатам мониторинга освоения учащимися образовательных программ, что позволяет на основе анализа факторов развития детей и их достижений, определять дальнейшие усилия и действия педагогов по конкретным направлениям учебно-воспитательной деятельности. Приоритетными направлениями деятельности педагогов в условиях образовательного пространства МКУДОД ДШИ «Школа ремесел» являются следующие:
3.5. Повышение профессионального мастерства педагогов. Ежегодно преподаватели занимаются в мастер-классах, посещают семинары, курсы повышения квалификации. Сведения о повышении квалификации преподавателейМКУДОД ДШИ «Школа ремесел» в 2012 – 2013 учебном году.Прошли обучение на курсах повышения квалификации преподаватели: Леонтьева Е.В., Афанасьева А.М., Сычихина О.А., Федотова Н.Н. Посетили семинары и мастер-классы:
В 2012 - 2013 учебном году активно велась работа по популяризации народного творчества. Непочатова Н.В., Сычихина О.А. провели мастер-класс по ДПИ для учащихся МКОУ «Костинская СОШ». В рамках проведения районных семинаров для преподавателей образовательных учреждений прошли мастер-классы по основам традиционных ремесел и декоративно-прикладному творчеству. Их подготовили: Непочатова Н.В., Леонтьева Е.В., Савенко Т.Г., Сычихина О.А., Федотова Н.Н. Преподаватели Непочатова Н.В., Леонтьева Е.В. участвовали в работе зонального методического объединения преподавателей ДШИ в г. Тара. Ими были подготовлены выступления по темам: «Развитие творческих способностей детей посредством ручного узорного вязания в МКУДОД ДШИ «Школа ремесел» и «Ручное узорное вязание (из опыта работы)». На протяжении всего периода деятельности школы преподавателями школы активно работали в «Творческой лаборатории учителей». Большая работа велась по подготовке к праздникам народного календаря, изготовлению сувенирной продукции, пошиву традиционных русских народных костюмов. Все районные праздники народного календаря (Рождество, Масленица, Пасха, 9 мая, Троица, День Петра и Павла), и областной праздник Певческое поле, проходят при нашем активном участии: это и игровые программы для детей, и продажа ярмарочной продукции, и участие в уличных гуляньях, хороводах. Продолжилась работа преподавателей по подготовке методического и дидактического материала для занятий с учащимися, работа над образовательными программами.
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 437 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |